Все большее число пользователей Core i9-13900K и Core i7-13700K сообщают о сбоях в некоторых последних играх, обычно сопровождающихся ошибкой нехватки видеопамяти. И дело не только в случайных конечных пользователях: с этим лично разбирался наш обозреватель графических процессоров, как и Хасан Муджтаба из WCCFTech . На форуме Steam также есть новая ветка по этой теме. Учитывая, что процессоры Intel являются одними из лучших процессоров для игр , это становится особенно болезненной проблемой, когда что-то идет не так.
Наш обозреватель графического процессора разобрался с этим вопросом и, наконец, нашел основную причину в настройках мощности и ограничения тока его материнской платы по умолчанию. Оба были установлены на фактически «неограниченный» режим — 4096W и 4096A — после загрузки оптимизированных настроек BIOS по умолчанию. Это было с Core i9-13900K, и хотя большинство отчетов на данный момент касаются 13900K и 13700K, Core i9-14900K и Core i7-14700K также могут быть затронуты, поскольку они, по сути, являются одним и тем же процессором.
Жалобы на проблемы со стабильностью 13900K и 13700K не совсем широко распространены, но особенно сконцентрированы на небольшом количестве игр, особенно тех, в которых есть шейдерная компиляция. Это даже не просто слухи, циркулирующие на форумах, поскольку по крайней мере два разработчика и сама Nvidia прямо указали, что «ошибка нехватки видеопамяти», которую вы обычно считаете проблемой графического процессора, на самом деле связана с процессорами 13-го поколения.
Gearbox и Fatshark, которые разрабатывают Remnant 2 и Vermintide 2 соответственно, отметили эти самые проблемы и сузили их до 13900K, а также до 13700K, согласно Fatshark . Gearbox даже говорит: «Если у вас возникнет эта проблема, вы, скорее всего, увидите ее и в других играх DX12», то есть это не проблема, специфичная для Remnant 2 . Проблема даже не такая уж новая, поскольку предупреждения Gearbox были сделаны еще в августе.
Наш собственный Джаред Уолтон видел эту проблему во многих играх: Alan Wake 2 , Hogwarts Legacy , Horizon Zero Dawn , Immortals of Aveum , Metro Exodus Enhanced Edition и The Last of Us, Part 1, если назвать конкретные примеры. «Хогвартс », «Горизонт » и «Последний из нас» — все это особенно болезненные примеры в его случае, и при «стандартных» настройках они вылетали во время процесса компиляции шейдера, вероятно, в более чем 90% случаев. Итак, что происходит?
Со своей стороны, Nvidia сообщила пользователю что: «Несмотря на то, что в игре говорится, что проблема связана с вашей видеопамятью… в играх Unreal Engine 5, похоже, есть некоторые проблемы с этой конкретной моделью (и, возможно, с другими процессорами Intel 13-го поколения)».
Nvidia и оба разработчика рекомендовали пользователям, столкнувшимся с такими сбоями на 13900K и других процессорах, снизить частоту своих чипов до 200 МГц. Очевидным недостатком этого является снижение производительности, что не совсем идеально. Но мы и другие нашли другие решения, которые, похоже, работают не хуже.
Согласно нашему собственному исследованию, основная причина этих проблем связана с высокими ограничениями мощности и тока по умолчанию, которые могут использовать некоторые материнские платы. Имейте в виду, что мощность, ток, напряжение и частота взаимосвязаны, поэтому изменения одного могут повлиять на другие. Понижение тактовой частоты, понижение напряжения или ограничение мощности/тока ЦП — все это, по-видимому, является допустимыми обходными путями.
Максимальный TDP Intel по умолчанию для 13900K составляет 253 Вт, хотя при более высоком пределе мощности он может легко потреблять 300 Вт и более. В ходе нашего тестирования ручная установка ограничения мощности на уровне 275–300 Вт и ограничения силы тока на 350 А оказалась абсолютно стабильной для нашего 13900K. Для этого потребовалось войти в расширенные настройки процессора в BIOS, чтобы изменить ограничения PL1/PL2, которые в нашем конкретном случае называются кратковременными и долговременными ограничениями мощности. Между тем, установленные по умолчанию «автоматические» ограничения мощности и тока материнской платы создают проблемы нестабильности, что соответствует пределу мощности в 4096 Вт и 4096 А.
Сообщается, что другие добились успеха, понизив напряжение своих процессоров. Опять же, P = IV (мощность равна произведению тока на напряжение), поэтому изменение одного из них потенциально может помочь. Мощность, ток и напряжение также могут изменяться в зависимости от частоты, поэтому предложение Nvidia снизить тактовую частоту на 200 МГц, вероятно, также подойдет многим, кого затронула эта конкретная проблема.
Обратите внимание, что вы можете использовать такие инструменты, как Intel Extreme Tuning Utility, чтобы изменить эти настройки в Windows. Конечный результат тот же, хотя мы предпочитаем настраивать BIOS, а не XTU, поскольку сохраненные там изменения являются постоянными и не требуют установки какого-либо дополнительного программного обеспечения.
В предыдущих процессорах Intel установка абсурдно высоких значений TDP или силы тока обычно не имела значения, поскольку сложные правила повышения частоты определяют, сколько фактической мощности и тока используется. Существуют механизмы защиты, предотвращающие повреждение процессора. Однако такие высокие или неограниченные настройки мощности могут особенно негативно повлиять на 13900K.
Не совсем понятно, почему 13900K страдает от этих проблем нестабильности и как именно понижение тактовой частоты, снижение пределов мощности/тока и пониженное напряжение предотвращают дальнейшие сбои. Очевидно, что с некоторыми процессорами что-то не так. Являются ли они «неисправными» или просто не способны работать с нестандартными настройками, используемыми многими материнскими платами? Потому что мы слышали о других, где один 13900K работает нормально, а другой 13900K нет, а это означает, что кремниевая лотерея, вероятно, здесь работает в полную силу.
В конечном счете, питание может стать настоящей проблемой для процессоров Intel Raptor Lake. Например, наши пониженные ограничения по мощности и току снизили максимальную температуру процессора примерно на 15°C — мы обычно достигали 100°C, когда замечали проблемы со сбоями. Мы также предполагаем, что, возможно, это проблема с Vdroop и калибровкой линии нагрузки, которая при неправильной настройке может привести к тому, что процессор будет использовать слишком много или слишком мало напряжения, особенно если его тактовая частота внезапно увеличится или уменьшится.
Мы обратились в Intel за комментариями, но на момент написания статьи ответа не получили. Между тем, если вы используете Core i9 или i7 13-го или 14-го поколения и у вас возникают подобные сбои в определенных играх, возможно, вам захочется снизить тактовую частоту, снизить напряжение или установить ограничение мощности/тока на вашем процессоре. Есть хороший шанс решить проблему.
0 Комментариев